Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию
воспитанников №11 «Рябинушка»
Принято:
на заседании
Педагогического совета
Муниципального
автономного дошкольного
образовательного учреждения
НГО «Детский сад
общеразвивающего вида
№11 «Рябинушка»
«21» августа 2023г.
Протокол № 1
Утверждено:
приказом заведующего
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения НГО «Детский
сад общеразвивающего вида
№11 «Рябинушка»
Е.В.Дюкина № 179 от
«21» августа 2023г.
Согласовано:
на заседании Совета
родителей
Муниципального
автономного
дошкольного
образовательного
учреждения Н Г О «Детский
сад общеразвивающего вида
№11 «Рябинушка»
«21» августа 2023 г.
Протокол № 1
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Мир в цветной фантазии»
срок реализации – 2 года
Разработчики: рабочая группа детского сада,
педагог дополнительного образования Бородина Н.С.
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОЛЯЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ №
11 "РЯБИНУШКА"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН ЮЛ=7710568760,
OID.1.2.643.100.1=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6,
строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России
Причина: Я утвердил этот документ
Дата: 30 Сентябрь 2024 г. 16:30:56
г.Новая Ляля,2023г.
Содержание
Наименование раздела
1.
2.
3.
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
Нормативно-правовые основы проектирования
дополнительных общеобразовательных программ.
Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения
Календарно-тематическое планирование
Оценочные и методические материалы
Учебно-методический комплекс
Система контроля результативности обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Виды и техники нетрадиционной
изобразительной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Перспективный план работы с
родителями
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Организация педагогической
диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Оценочная карта
стр
3
4
8
10
10
10
11
14
14
16
17
20
21
23
2
Нормативно-правовые основы проектирования дополнительной
общеобразовательной программы-дополнительной
общеразвивающей программы для детей дошкольного
возраста
Основные характеристики
программы
Порядок проектирования
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012
№273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон №273) (ст.2,СТ.12, ст. 75)Федеральный закон от
31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся".
Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения
РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и
науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Условия реализации
Содержание программы
Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст.15; ст. 16;
ст.ЗЗ, ст.34, ст.75),
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 2 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
Федеральный закон №273-Ф3
Федеральный закон № 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
3
Организация
образовательного
процесса
Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст.15; ст. 16;
ст.ЗЗ, ст.34, ст.75), Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
4
1. Пояснительная записка
Основные характеристики Программы
Направленность
программы
Художественная
Актуальность программы Актуальность программы в том, что именно изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных технологий является наиболее благоприятной для
творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно
проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация
словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного
внимания, памяти, мышления и снятия психологических зажимов и
страхов перед рисованием. Неклассические техники рисования
доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных
нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют
развитию детской художественной одаренности, творческого
воображения, художественного мышления и развитию творческого
потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в
рисовании также способствует развитию познавательной
деятельности и творческой активности.
Отличительные
особенности
программы
Адресат программы
Цель
Задачи
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
заключаются в ее инновационном характере. В системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых
предметов в качестве оригинальных художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью.
Возраст детей, осваивающих программу 3-7лет
Создание условий для развития у детей устойчивого интереса к
изобразительному творчеству, проявления индивидуальных
способностей, формирования самостоятельной творческой
деятельности..
Обучающие
1. Формировать художественное мировосприятие.
2. Обогащать словарный запас художественными терминами.
3. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом:
изучение свойств различных изобразительных материалов, способы
использования и их выразительные возможности при создании рисунка,
используя нетрадиционные техники рисования;
овладение техническими приемами работы с различными материалами.
4. Формировать художественную грамотность:
ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета и цветовых
5
отношений (теплый/холодный, светлый/темный);
изучение композиции (однофигурной, многофигурной, орнаментальной);
обучение предметному рисованию;
обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний
и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ
творческого характера.
Развивающие
1. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
2. Развитие эстетической восприимчивости
Воспитательные
1. Воспитание художественного вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой
деятельности.
3. Воспитание уважительного отношения к результатам детского
творчества.
Уровень
программы
Объем и
сроки
освоения
программы
освоения
Общекультурный
Сроки реализации программы – 1 год обучения.. Занятия проводятся 1
раз в неделю. Объем- 32 часа
Продолжительность занятия- непосредственная продуктивная
деятельность: средний дошкольный возраст - 15-20минут;
старший дошкольный возраст – 25-30 минут. Продолжительность
дополнительного занятия в целом -45 минут.
6
Планируемые результаты Средний дошкольный возраст (3-5 лет)
знает названия основных и составных цветов и
элементарные правила их смешивания;
умеет применять различные техники рисования и
комбинировать их;
умеет применять орнаменты в жизни, понимает его
значение в образе художественной вещи;
знает название материалов и инструментов и их
назначение;
знает правила безопасности и личной гигиены.
умеет правильно держать кисточку, карандаш, выполнять
ими формообразующие движения; пользоваться
изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши
и т. д.);
умеет определять теплые и холодные, темные и светлые
цвета и их оттенки;
умеет получать простые оттенки (от основного к более
светлому);
умеет рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты,
треугольники, овалы и т. д.);
умеет рисовать предметы с натуры и по представлению,
передавая характерные особенности (форму, строение,
цвет);
умеет изображать предметы крупно, полностью используя
лист бумаги.
7
Старший дошкольный возраст (5-7лет)
умеет самостоятельно использовать нетрадиционные
материалы и инструменты, владеть навыками
нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передает композицию, используя технику
нетрадиционного рисования;
выражает свое креативное отношение к окружающему
миру через рисунок;
дает мотивированную оценку результатам своей
деятельности;
проявляет интерес и с почтением относится к
изобразительной деятельности друг друга.
уверен в действиях и ответах в течение НОД;
активен в самостоятельном выборе изобразительных
материалов и расположении изображения на листе;
уверенно использует способы нестандартного
раскрашивания;
умеет экспериментировать с изобразительными
материалами;
ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа
рисования;
проявляет фантазию, художественное творчество;
умеет передавать личное отношение к объекту
изображения;
завершает работы декором;
умеет штриховать, наносить различные линии цветными
карандашами;
умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок
и смешивать их;
умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в
работе;
умеет использовать трафареты и печати при работе;
завершает работу декором;
умеет убирать за собой рабочее место.
Организационно-педагогические условия
Язык реализации
на государственном языке Российской Федерации
Форма обучения
Очная
Особенности реализации Возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее
реализации.
Условия набора и
формирования групп
В кружок по желанию записывают детей – родители, законные
представители. Занятия посещают дети 3-7 лет. В группах не
более 15 человек
8
Формы организации и
проведения занятий
Материальнотехническое
оснащение
Форма организации занятий: Подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий:предусмотрены как теоретические рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ
педагогом способа действия; - так и практические занятия:
подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ,
непосредственное рисование нетрадиционными методами,
обсуждение и выбор приёма рисования, вручение готовых работ
родителям, детям в качестве подарков.
Кадровое обеспечение
Инструменты
ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти ―Белка, ―Щетина, ―Пони №№ 1- 12 плоские и круглые;
палитра;
емкости для воды;
стека;
предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
пластиковые дощечки разного формата;
полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
сито;
бесцветный лак;
оргалит;
рабочие столы;
магнитная доска;
муляжи и
макеты для постановки натюрмортов
Материалы
простой карандаш;
альбом для рисования;
бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
пластилин;
цветная бумага;
Педагог дополнительного образования
9
2. Учебный план
2.1 Группа детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
№
п.п.
Название раздела, темы
1.
Диагностика
2.
«Золотая осень».
Рисование способом тычка.
«Красивый букет»Печатание растений
«Разноцветные бабочки».Монотипия,
обведение ладони и кулака.
«Осенние листочки».Отпечаток листьев.
Набрызг.
«Подсолнух».Аппликация из крупы.
«Животные, которых я сам себе придумал».
Кляксография.
«Синий вечер» Линогравюра
«Первый снег». Оттиск печатками из
салфетки
«Снежинка».Рисование ватной палочкой по
контуру
«Снежная семья».Рисование способом тычка.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
20
5
15
Диагностические
карты
20
5
15
Рисунок
20
5
15
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Поделка
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Поделка
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Поделка
20
5
15
поделка
Рисунок
17.
«Елочка».Пластилинография.
«Красивая ёлочная игрушка»
Авакрель и
восковые мелки
«Узоры на окнах».Раздувание капли
«Снегири на ветке».Рисование способом
тычка.
«Снеговичок»Комкание бумаги
(скатывание)
«Зима в городе» аппликация из ватных дисков
18.
«Зимний пейзаж».Кляксография.
20
5
15
Рисунок
19.
«Подарок папе».Разные
20
5
15
Поделка
20.
«Музыка». Пальцевая живопись
«Букет для мамы».Рисование
ладошками.
«Какого цвета весна».Монотипия.
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
«Берег реки». Рисование по сырому фону
«Волшебная страна – подводное
царство».Рисование ладошками
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Рисунок
20
5
15
Поделка
28.
«Ледоход».Метод старения
«Звездное небо».
Печать поролоном по трафарету; набрызг
«Пасхальное яйцо»
Аппликация из салфеток.
«Белые лебеди».Рисование способом тычка
20
5
15
Рисунок
29.
«Расцвели одуванчики». Метод тычка.
20
5
15
Рисунок
30.
20
5
15
Поделка
31.
«Букет к 9 мая».Пластилинография
«Совушка-сова».
20
5
15
32.
33.
Диагностика
Открытое отчетное мероприятие «Здравствуй
рисунок
Диагностические карты
12.
13.
14.
15.
16.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
20
5
15
Рисунок
10
лето!» Смешанные техники
2.2 Группа детей старшего дошкольного возраста (5-7(8) лет)
№
п.п.
Название раздела, темы
Формы контроля
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Диагностика
2.
«Яблоки» Рисование методом тычка
30
7
23
Рисунок
3.
«Созрели яблоки в саду»
Пуантилизм
30
7
23
Рисунок
4.
«Во саду ли, в огороде». Рисование свечой
30
7
23
Рисунок
5.
«Осенние мотивы». Кляксография
30
7
23
Рисунок
6.
«Осенние букеты» Печатание листьями
30
7
23
Рисунок
7.
«Сказочный лес». Кляксография
«Друзья»Рисование восковыми мелками,
оттиск печатками
«Первый снег» Рисование пальчиками, оттиск
печатками
«Ночной город»Граттаж черно-белый
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
«Снежинки».Рисование солью
«Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками,
оттиск печатками
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
13.
«Портрет зимы» Восковые мелки, акварель
30
7
23
Рисунок
14.
«Морозные узоры»
30
7
23
Рисунок
15.
«Салют»
30
7
23
Рисунок
16.
«Зимний пейзаж» Метод тычка
30
7
23
Рисунок
17.
«Снеговик»
30
7
23
Рисунок
18.
«Снегопад»
Набрызг
«Снежный вальс»Рисование набрызгом
(набрызг снежинок через трафарет)
«Танки»Печать по трафарету
«Мои любимые домашние животные» Тычок
жесткой полусухой кистью
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
22.
«Открытка для мамы»
Рисование пальчиками
30
7
23
Рисунок
23.
«Весеннее солнышко» Рисование ладошками
«Хрустальное настроение» .Рисование на
мятой бумаге
«Веточки».Раздувание краски
«Звездное небо». Набрызг, печать поролоном по
трафарету
«Подснежники». Черно-белыйграттаж
«Дождь и радуга».Рисование по сырому
листу
«Как я люблю одуванчики».Восковой мелок
+ акварель
«Цветочек радуется солнышку» Оттиск
печатками
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
30
7
23
Рисунок
«Замечательный пейзаж»
30
7
23
рисунок
8.
9.
10.
11.
12.
19.
20.
21.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Диагностические карты
Черно-белыйграттаж
Тиснение
Рисование на смятой бумаге
11
31.
32.
Диагностика
Открытое отчетное мероприятие
«Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет». Тычкование.
Экспозиция, объединённая общей темой.
(Парами)
Диагностические карты
30
23
Рисунок
Количество
учебных часов
Режим занятий
7
3. Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
на 2023-2024 учебный год
Год
обучения,
группа
Дата начала
занятий
Дата окончания Количество
занятий
учебных недель
Количество
учебных дней
1 год
02.10.2023
31.05.2024
32
32
32
Вторник, четверг
Вторая половина дня
2 год
02.10.2023
31.05.2024
32
32
32
Вторник, четверг
Вторая половина дня
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
4.
4.1. Задачи, ожидаемые результаты и особенности обучения.
Задачи и планируемые результаты
Вызвать интерес к различным
изобразительным материалам и
желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать
доступными им средствами
выразительности то, что для них
интересно или эмоционально
значимо.
Обучать приемам нетрадиционных
техник рисования и способам
изображения с использованием
различных материалов.
Создать условия для свободного
экспериментирования с
нетрадиционными художественными
материалами и инструментами.
Способствовать возникновению у
ребенка ощущения, что продукт его
деятельности – рисунок интересен
другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада), дать
почувствовать радость творчества и
эстетического наслаждения.
Содержание
Учитывая возрастные
особенности дошкольников,
овладение разными умениями на
разных возрастных этапах, для
нетрадиционной изобразительной
деятельности рекомендуется
использовать особенные техники и
приемы.
Детей среднего дошкольного
возраста (3-5 лет):
- тычок жесткой полусухой
кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными
палочками;
-волшебные веревочки
(ниткография)
Особенности
обучения
Занятия проводится в специально
оборудованных помещениях
согласно расписанию.Расписание
составляется в начале учебного
года, утверждается заведующим
МАДОУ и заверяется печатью.
В состав группы входит не более
пятнадцати человек. Набор детей
носитсвободный характер и
обусловленинтересами
воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным
группам и рассчитана на два года.
Она охватывает: средний дошкольный
возраст – от 3 до 5 лет, старший
дошкольный возраст – от 5 до 7(8)
лет. Периодичность занятий – один
раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность продуктивной
деятельности с ребенком -занятий:
младше - средняя группа - 15-20
минут; старшаягруппа - 25 - 30 минут.
Общее время дополнительного
занятия 45 минут,
12
Для детей 5-6 летнего
дошкольного возраста при
рисовании используются техники:
-тычок жесткой полусухой
кистью (зубной щеткой)
- рисование пальчиками,
ладошкой,кулачком
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой
- печать по трафарету
- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски
- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу
начинаются с октября и
заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии:
групповая.
Форма проведения занятия:
комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и
практическая работа).
При реализации программы
ежемесячно организуются выставки
работ детей, которые органично
вписываются в пространство группы,
способствуют формированию
гармоничного развития личности
ребѐнка и побуждают родителей
проявить желание заниматься с
детьми дома; ежеквартально тематические выставки в ДОУ.
С детьми 6-7(8) летнего
дошкольного возраста
используются такие же техники,
но с усложнением, например,
совмещение в одном рисунке
несколько техник, дорисовывание
рисунка кистью, восковыми
мелками, карандашами. А
также применяются новые техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск с мятой бумагой
4.2. Календарно – тематический план
на 2023-2024 учебный год
Календарно-тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
месяц
Октябрь
азвивать воображение детей,
поддерживая проявления их
фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов.
Совершенствовать и активизировать
те знания, умения и навыки,
которыми овладевают дети на
занятиях по изобразительной
деятельности.
Обучить техническим приёмам и
способам нетрадиционного рисования
с использованием
различных изо материалов.
Воспитывать художественный вкус в
умении подбирать красивые
сочетания цветов.
Развивать творческое воображение,
фантазию, мышление дошкольников
через занятия по освоению
нетрадиционных техник рисования;
Развивать у детей навыки
самоанализа, необходимые для
оценки собственных работ.
Привлечь родителей к
сотрудничеству в развитии
творчества детей.
Решение задач данной программы
поможет детям:
Значительное повышение уровня
развития творческих
способностей.
Расширение и обогащение
художественного опыта.
Формирование предпосылок
учебной деятельности.
Овладение простейшими
операциями .
Сформируются навыки трудовой
деятельности.
Развитие мелкой моторики рук.
Ноябрь
№
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
Тема
«Золотая осень».
«Красивый букет»
«Разноцветные бабочки».
«Осенние листочки».
«Подсолнух»
«Животные, которых я
сам себе придумал».
Вид изобразительной
деятельности
Диагностика
Рисование способом тычка.
Печатание растений
Монотипия, обведение ладони и
кулака.
Отпечаток листьев. Набрызг.
Аппликация из крупы
Кляксография
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
13
Декабрь
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Март
Февраль
Январь
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Апрель
4.
1.
Май
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
«Синий вечер».
«Первый снег».
«Снежинка»
«Снежная семья».
«Елочка».
«Красивая ёлочная
игрушка»
«Узоры на окнах».
«Снегири на ветке».
«Снеговичок»
«Зима в городе»
«Зимний пейзаж».
«Подарок папе».
«Музыка».
«Букет для мамы».
«Какого цвета весна».
«Берег реки».
«Волшебная страна –
подводное царство».
«Ледоход».
«Звездное небо».
«Пасхальное яйцо»
«Белые лебеди».
«Расцвели одуванчики».
«Букет к 9 мая».
«Совушка-сова».
«Цветочная поляна».
Литогравюра.
Оттиск печатками из салфетки
Рисование ватной палочкой по контуру
Рисование способом тычка.
Пластилинография.
Авакрель и восковые мелки
1
1
1
1
1
1
Раздувание капли
Рисование способом тычка.
Комкание бумаги (скатывание)
Аппликация из ватных дисков
Кляксография.
Разные
Пальцевая живопись
Рисование ладошками.
Монотипия.
Рисование по сырому фону
Рисование ладошками
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Метод старения
Печать поролоном по трафарету;
набрызг
Аппликация из салфеток.
Рисование способом тычка
Метод тычка.
Пластилинография.
Пластилиновая живопись
Рисование ватными палочками
Диагностика
Смешанные техники
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Открытое отчетное
мероприятие
«Здравствуй лето!»
Смешанные техники
Итого количество часов
32
Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Месяц
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
Диагностика
«Яблоки»
«Созрели яблоки в саду»
«Во саду ли, в огороде»
«Осенние мотивы»
«Осенний букет»
«Сказочный лес»
«Друзья»
4.
«Первый снег»
1.
2.
3.
«Ночной город»
«Снежинки»
«Укрась елочку бусами»
4.
1.
2.
3.
4.
«Портрет» зимы
«Морозные узоры»
«Салют»
«Зимний пейзаж»
«Снеговик»
Вид изобразительной деятельности
Рисование методом тычка
Пуантилизм
Рисование свечой
Кляксография
Печать листьями
Рисование пальчиками
Рисование восковыми мелками,
оттиск печатками
Рисование пальчиками,оттиск
печатками
Граттажчерно-белый
Рисование солью
Рисование пальчиками,оттиск
печатками
Восковые мелки, акварель
Черно-белый граттаж
Тиснение
Метод тычка
Рисование на смятой бумаге
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Февраль
Март
Апрель
Май
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Итого
«Снегопад»
«Снежный вальс»
Набрызг
Рисование набрызгом (набрызг
снежинок через трафарет)
«Танки»
Печать по трафарету
«Моилюбимы едомашние животные»
Тычок жесткой полусухой кистью
«Открытка для мамы»
Рисование пальчиками
«Весеннее солнышко»
Рисование ладошками
«Хрустальное настроение»
Рисование на мято йбумаге
«Веточки»
Раздувание краски
Набрызг, печать поролоном по
«Звездное небо»
трафарету
«Подснежники»
Черно-белый граттаж
«Дождь и радуга»
Рисование по сыромулисту
«Как я люблю одуванчики»
Восковой мелок + акварель
«Цветочек радуется солнышку»
Оттиск печатками
«Цветная паутинка»
Скатывание бумаги
«Замечательный пейзаж»
Разные техники на выбор
Диагностика
Открытое отчетное мероприятие
Тычкование. Экспозиция,
«Над цветком порхает, пляшет,
объединённая общей темой.
Веерком узорным машет».
(Парами)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32 часа
15
5. Оценочные и методические материалы
5.1 Учебно-методический комплекс
Педагогические методики и технологии
1.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в
детском саду», «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва,
2016г.
2.
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в
нетрадиционной изобразительной
деятельности», Санкт-Петербург, «КАРО»,
2007 г.
3.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду», Санкт-Петербург,
«КАРО», 2012г.
4.
Соколова С.В. «Оригами для самых
маленьких», Санкт-Петербург, «Детствопресс», 2008г.
5.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные
мотивы», Скрипторий, Москва, 2008
6.
Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи»,
Материалы и оборудование
7. Петрова И.М. «Аппликация для
дошкольников», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО
ПРЕСС,2009.
8. Амуленко И.А. «Аппликации. Новые идеи»,
Москва, «Мир книги»2010.
9. Петрова И.М. «Волшебные полоски. Ручной
труд для самых маленьких»,Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
10. СакулинаН.П. «Методика обучения рисованию,
лепке и аппликации в детском саду», Москва,
«Просвещение», 1971.
11. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из
соленого теста и пластилина»,
«ОНИКС»,Москва,2008.
Москва, «Айрис-пресс»,2007г.
Инструменты
ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти ―Белка‖, ―Щетина‖,
―Пони‖ № 1- 12 плоские икруглые;
палитра;
емкости для воды;
стека;
предметы, дающие фигурный оттиск на готовом
изделии;
пластиковые дощечки разного формата;
полиэтиленовые пакеты дляхранения теста;
сито;
бесцветный лак;
оргалит;
рабочие столы;
магнитная доска;
муляжи
и
макеты дляпостановки натюрмортов
Материалы
простой карандаш;
альбом для рисования;
бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
пластилин;
цветная бумага;
цветной картон;
мука;
соль;
клей – карандаш;
восковые и масляныемелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни дляпроцарапывания;
зубные щѐтки;
12. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн.
Пластилинография», Москва, «Скрипторий»,
2006.
13. СветоваО.Е.,Никольская Е.В. «Фольклорные
праздники в детском саду», Феникс, Ростов-наДону, 2009.
14. Павлова О.В. «Комплексные занятия по
изобразительной деятельности», Учитель,
Волгоград, 2016.
15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность
в детском саду», МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва,
2016.
16
16. Саллинен Е.В. «Коллективные работы на
занятиях по изобразительной деятельности с
детьми 3-7 лет», КАРО, Санкт-Петербург,
2011.
17. Новикова И.В. «Аппликация из природных
материалов в детском саду. Средняя, старшая,
подготовительнаягруппы», АкадемияРазвития,
Ярославль, 2006.
18. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми»,
Мозайка Синтез, Москва, 2016
19. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми», Мозайка
Синтез, Москва, 2016
20. Саллинен Е.В. «Занятия по изобразительной
деятельности. Средняя, старшая и
подготовительная к школе группа», КАРО,
Санкт-Петербург, 2019
21. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. «Декоративное
рисование. Организованная образовательная
деятельность, дидактические игры,
художественный материал», Учитель,
Волгоград, 2019
22. Дубровская Н.В. «Совместная деятельность с
дошкольниками по изобразительному
искусству. 6-7 лет», Детство-Пресс, 2019.
17
5.2 Система контроля результативности обучения
Формы и средства выявления, фиксации и предъявления результатов
обучения
Периодичность
проведения контроля
результативности обучения
Педагогическая диагностика: беседа, наблюдение, выставки, праздничные
мероприятия, открытые мероприятия, диагностические игры. Для диагностики Два раза в год: октябрь, май
используются методики, позволяющие выявить на сколько ребенком освоена
данная образовательная программа. Ребенок выполняет ряд заданий, а педагог в
это время ведет протокол обследования, заполняя индивидуальную на каждого
ребенка. Диагностическую карту наблюдений, в которой фиксируются
результаты выполнения заданий. Диагностической таблицы наблюдений
включает в себя несколько граф показателей компетентности, что позволяет
отследить уровень знаний как индивидуально каждого ребенка, так и в среднем
по группе. По результатам проведенной диагностики для каждого ребенка
вырабатываются индивидуальные рекомендации и по группе в целом, которые
фиксируются педагогом.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей
существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного,
но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит
к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для
изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная
талантливость».
Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед
собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной
деятельности.
Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения.
Диагностику можно использовать как текущую (после разделов
изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).
Методика Комаровой Т.С.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Виды и техники нетрадиционной изобразительной деятельности.
1.Тычок жесткой полусухой кистью.
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в
воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки
на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики
вытираются салфеткой, затем краска легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребенок окрашивает краской всю ладонь при помощи кисточки
и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали. Рисуют и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем
краска легко смывается.
4. Оттиск печатками
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист
затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от
картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из
картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует
прокатить по поверхности листа, держа за ручку.
5. Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая
бумага.
6. Печать по трафарету.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы
изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.
7. Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов,
затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз
берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
8. Скатывание бумаги.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем
скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до
большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и
приклеивается на основу.
9. Восковые мелки и акварель.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не
закрашенными.
10. Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа
рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж
выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
17
использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем
она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
11. Черно- белый граттаж (грунтованный лист).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт
слоем воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой
процарапывается рисунок.
12. Кляксография обычная.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластикой ложкой и выливает на
бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим
листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается:
определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
13. Раздувание краски.
Несколько похожая на кляксографию.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее
на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие
детали дорисовываются.
13. Ниткография.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску,
что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на
листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки
должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги.
Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После
освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать
две и более нити.
14. Набрызг.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон,
который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Получаются интересные
отпечатки, можно дорисовать детали.
15. Рисование с солью.
Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая
пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект
зернистости придаѐт объѐмность изображению.
16. Тиснение.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно
создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон
из картона. Затем пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок
раскрашивается карандашами. Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
17. Рисование на мятой бумаге.
Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать
задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при
закрашивании делается более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.
18. Рисование «по сырому.
Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промачивает лист бумаги.
Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается
эффект размытого, прозрачного рисунка.
19. «Знакомая форма - новый образ».
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем
превращает его во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими
материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если
18
обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его
обводит.
20. Печатание бумагой.
Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять
в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист
для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для
использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных
возрастных этапах, для нетрадиционной изобразительной деятельности рекомендуется
использовать особенные техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет):
- тычок жесткой полусухой кистью,
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
-волшебные веревочки (ниткография)
Для детей 5-6 летнего дошкольного возраста при рисовании используются техники:
-тычок жесткой полусухой кистью (зубной щеткой)
- рисование пальчиками, ладошкой, кулачком
- оттиск печатками
- оттискс мятой бумагой
- печать по трафарету
- отпечатки листьев
- восковые мелки и акварель
- граттаж (грунтованный лист)
- кляксография обычная
- раздувание краски
- набрызг
-рисование солью
-рисование по сырому листу
С детьми 6-7 летнего дошкольного возраста используются такие же техники, но с усложнением,
например, совмещение в одном рисунке несколько техник, дорисовывание рисунка кистью,
восковыми мелками, карандашами. А также применяются новые техники:
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование пальчиками
-рисование ладошкой
- оттиск печатками
- оттиск смятой бумагой
.
19
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Перспективный план работы с родителями.
План работы с родителями детей младше-среднего дошкольного возраста(3-5 лет)
Месяц
Октябрь
Декабрь
Форма
Родительское собрание. Знакомство
с программой.
Анкетирование
Консультация
Мастер-класс для родителей ДОУ
Январь
Индивидуальные беседы
Февраль
Март
Апрель
Май
Беседа и консультации по запросу.
Тестирование родителей
Мастер-класс
Стенгазета
Ноябрь
Мероприятие
«Актуальность нетрадиционной техники рисования»
«Как часто рисует ваш ребенок? »
«Что такое нетрадиционное рисование»
«Необычное рисование, как один из способов
развития
творческих
способностей
дошкольника»
«О важности развития образного мышления и
формирования графических навыков перед
школой».
«Как привить любовь к творчеству».
«Ваши отзывы»
«Рисуем весело»
«Мы рисуем в детском саду»
План работы с родителями детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет)
Месяц
Октябрь
Форма
Анкетирование
Ноябрь
Консультация
Декабрь
Январь
Папка-передвижка
Семинар-практикум
Февраль
Март
Апрель
Май
Беседа и консультации по запросу.
Тестирование родителей
Мастер-класс
Стенгазета
Мероприятие
«Определение интереса ребенка к изобразительной
деятельности».
«Значение
рисования
нетрадиционными
способами.
«Рисование нетрадиционными способами».
«Использование
нетрадиционных техник
и
материалов в совместном творчестве с детьми».
«Как привить любовь к творчеству».
«Ваши отзывы»
«Рисуем весело»
«Мы рисуем в детском саду»
20
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Организация педагогической диагностики.
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их
творчества.
Анализ продукта деятельности
Содержание изображения (полнота изображения образа)
1.
Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
2.
Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
3.
Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные
искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
4.
Композиция.
А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. Б) отношение по величине разных
изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.
5.
Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределѐнно,
неумело низкий уровень – изображение статическое.
6.
Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий уровень – цвет предметов
передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности
изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер линии:
А) характер линии:
21
высокий уровень – линия прерывистая средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) низкий
уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы
контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
1. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки,
неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп
работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребѐнком созданного им изображения: высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень – отсутствует
2. Уровень самостоятельности:
высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае
необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому
обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
-
Творчество.
Самостоятельность замысла
Оригинальность изображения
Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Задание: детям даѐтся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами
одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги,
подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно
без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти
буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто
встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до
конца и небрежно.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Оценочная карта
№
Ф. И.
ребенка
Формооб
разующие
движения
Части
предметов
Сюжет
Использо
Соответствие Соотношение Композиция Творчество Контур
вание цвета реальному
по величине,
цвету
пропорции
Динамика
Всего
баллов
1.
2.
3.
4.
5.
23