Дополнительная образовательная программа СЕНСОРИКИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского
округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию воспитанников №11 «Рябинушка»

Утверждено
приказом
заведующего № 145
от 26.08.2024г.

Принято на
педагогическом
совете,протокол №1 от
26.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Развивающие игры - Сенсорик»
Возраст участников программы: 2 – 4(5) года
Срок реализации: 2 учебных года

составитель: Чичина Е.В.
педагог - психолог

г.Новая Ляля,2024 год.
1

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................................................... 6
1.3. Содержание программы .............................................................................................................. 7
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана ......................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты ...........................................................................................................8
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график .................................................................................................. 9
2.1.1. Календарный учебный график (дети 2-3 лет) ........................................................................ 9
2.1.2. Календарный учебный график (дети 3-4(5) лет) ................................................................. 15
2.2. Условия реализации программы .............................................................................................. 23
2.3. Формы аттестации ..................................................................................................................... 23
2.4. Оценочные материалы ..............................................................................................................23
2.5. Методические материалы ......................................................................................................... 23
2.6. Список литературы ................................................................................................................... 24
Приложение .....................................................................................................................................25

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие
игры - Сенсорик» - социально-гуманитарной направленности ориентирована на развитие
зрительного, слухового и тактильного восприятия с помощью накопления сенсорного опыта
ребенка, развитие мелкой моторики рук, понимание речи, гармоничное развитие детей.
Актуальность программы. В работе с детьми младшего возраста педагоги
испытывают наибольшие трудности. Возникает необходимость выделить в содержании
работы с малышами аспекты социально - личностного развития и образовательные аспекты.
На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс.
Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания
педагогических условий.
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у
ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира.
Именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем
мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка
составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем
художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют
готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка
в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Разработка программы определялась потребностями участников образовательных
отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам
проведенного анкетирования большое количество респондентов выразили желание получить
образовательную услугу по освоению данной образовательной программы.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности
дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому
сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей,
играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Программа «Развивающие игры - Сенсорик» разработана с учетом следующих
нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;

3

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Педагогическая целесообразность Основными принципами, заложенными в основу
программы являются:
 Принцип учёта возрастных особенностей детей.
 Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в
образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
 Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и
сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально
сложного задания.
 Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с
проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
 Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы
доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать
формированию для каждого ситуации успеха.
 Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать
доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
Отличительной особенностью программы является то, что все разделы
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
деятельностно - практического опыта. Освоение материала в основном происходит в
процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными
эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда
появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит
более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими
представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных
ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические
приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность
освоению материала в данной программе. Последовательность освоения содержания носит
концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал
одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при
этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания
образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Основным средством
организации деятельности детей, характерной для данной программы, является
дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно
проводить с ребенком различные игры. В ходе занятия для расслабления мышц, снятия
напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки.
Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно
исходя из тематики занятий.
Адресат программы – дети в возрасте 2-4 лет.
Возрастные особенности детей 2-3 года:
Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он
отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.
Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует
определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет
деятельность органов зрения и слуха.
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о


4

цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать
разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие
предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения
простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей
влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста
предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение
игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития
приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование,
конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с
продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных
действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших
предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость
учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо
добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные
признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Возрастные особенности детей 3-4(5) года:
От 2-3 лет ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником
познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение
опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую
очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. У ребенка
начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства
предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом
возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой
предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар,
куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные
инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при
этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих
свойства предметов.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют
спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с
детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых
изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно
добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши»,
«Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой,
поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т.
.В возрасте 3-4(5) лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К
началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как
ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе
действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему
речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать
окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Важной
составляющей в развитии ребенка 3-4(5) лет является сенсорное развитие, которое
направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,
служит основой познания мира. От уровня сенсорного развития Вашего ребенка зависят его
успешность в умственной, физической и эстетической сферах.
В возрасте 3-4(5) лет ребенок активно усваивает сенсорные эталоны. К сенсорным
эталонам относят общепринятые цвета, величины, формы, пространственные положения,
вкус, запах и т. д.
В данном возрасте необходимо формировать следующие эталоны:
формы – плоскостные геометрические фигуры и их названия (квадрат, круг,
прямоугольник, овал, треугольник, звезда, крест); цвета – семь цветов спектра (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный, серый, белый) и
5

называть 3-4 цвета; величины – отношения по величине между предметами («большой»,
«маленький», «самый большой» и т. д. – сравнение); пространственные – расположение
предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, впереди, позади).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса - групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Объем и срок освоения программы: Программа «Развивающие игры - Сенсорик»
рассчитана на детей 2-4(5) лет, (первая, вторая младшие группы). Наполняемость групп до 10
человек. Программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-август). Общее
количество учебных часов для освоения программы – 168 часов (84 часа на каждый учебный
год). Периодичность образовательной деятельности 1 раз в неделю+ развивающие игровые
ситуации 1 раз в неделю, во второй половине дня. Режим занятий - 1 раза в неделю,
периодичность - с октября по май включительно; продолжительность одного занятия
2-3 года – 25 минут, 3-4(5) года – 20 минут.
1.2. Цель, задачи программы.
Цель программы – развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия с
помощью накопления сенсорного опыта ребенка, развитие мелкой моторики рук, понимание
речи, гармоничного развития детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
 обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки
предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об
отношении предметов по величине;
 обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме
вокруг образцов – эталонов;
 закрепить представления о разновидностях каждого свойства;
 формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить,
пощупать, попробовать на вкус и так далее);
 учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие задачи:
 развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение);
 развивать мелкую моторику рук;
 развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать,
просунуть, погладить и другие), качества и свойства;
 развивать мотивацию личности ребенка к познанию.
Воспитательные задачи:
 формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим
(доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
 воспитание усидчивости, целенаправленности.
1.3. Содержание программы.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств
(величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с
предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из
предмета.
Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий,
зеленый); развитие мелкой моторики рук.
Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой»,
«маленький», «средний». Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по
величине.
6

Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер).
Развитие умения соотносить три предмета разного цвета по величине.
Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.
Знакомство детей с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овал,
многоугольник, их названием. Обучение приему обследования формы путем обведения
пальцем контура фигуры.
Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с
отвлечением от третьего признака (величины).
Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с
отвлечением от третьего признака (цвета).
Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с
отвлечением от третьего признака (величины).
Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величину и форму)
с отвлечением от третьего признака (цвета).
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана (возраст 2 – 4 года)

1.

Название
раздела, темы
Вводное занятие

2.

Цвет предметов.

№

3.

4.

Величина
предметов.
Форма
предметов.

Мелкая моторика

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

Повторение
пройденного
материала.

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

5.

6.

Формы проверки и
реализации программы
Диагностика развития
практических навыков
освоения программы в
форме наблюдения.
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

Содержание
Диагностика на начало
учебного года.

Количество
часов
4
Теория-1
Практика-3

Дидактические игры на
различение и
соотнесение предметов
по цвету.
Дидактические игры на
различение и
соотнесение предметов
по величине.
Дидактические игры на
различение и
соотнесение предметов
по форме.

14
Теория-4
Прктика-10

Дидактические игры на
развитие мелкой
моторики и
координации движений
пальцев.
Повторение
пройденного материала.
Ориентировка на два
признака одновременно
с отвлечением от
третьего признака.

14
Теория-4
Прктика-10

Итого:

14
Теория-4
Прктика-10
14
Теория-4
Прктика-10

24
Теория-7
Практика-17

84 часа
1.4. Планируемые результаты

Дети 2 – 3 лет:
7

 Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый,синий, желтый.
 Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг,
квадрат).
 Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как
травка).
 Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
 Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Дети 3 – 4 (5) лет
 Узнают и называют все семь цветов.
 Различает геометрические фигуры по цвету, форме, величине (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, многоугольник).
 Подбирают к геометрическим образцам предметы и изображения предметов
соответствующей формы.
 Умеет сравнивать предметы по одному признаку (размер, цвет).
 Осуществляет классификацию по одному признаку.
 Воспроизводит и строит упорядоченные последовательности (по возрастанию или
убыванию какого-либо признака).
 Выбирает из пары нужный предмет.
 Различает три разновидности величины (высокий, средний, маленький).

8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.1.1. Календарный учебный график (дети 2 – 3 лет)
№
п/п

Месяц

1.

Октябрь

2.

Октябрь

3.

Октябрь

4.

Октябрь

5.

Ноябрь

6.

Ноябрь

День и время
проведения
занятия
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

ОД

2

кабинет

ОД

2

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Назови геометрическую фигуру»
Учить детей узнавать и правильно
называть плоскостные геометрические
фигуры.
«Пересыпание ложкой»
Учить ребенка пересыпать зерна
ложкой, запоминать
последовательность действий,
развивать самостоятельность.
«Прыг – скок по дорожке»
Закрепление знания цветов: красный,
желтый, синий, зеленый.

ОД

2

кабинет

ОД

2

ОД

2

«Сортировка»
Развивать у детей стереогностическое
восприятие в связи с визуальными
представлениями.
«Найди предмет такой же формы»
Учить детей узнавать и правильно
называть плоскостные геометрические
фигуры
«Угости маленького и большого
зайца морковкой»
Закрепление умения группировать и
соотносить однородные предметы по
величине.

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

9

7.

Ноябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Шумящие коробочки»
Развивать слуховое восприятие, учить
составлять пары одинаковых шумов.

кабинет

8.

Ноябрь

ОД

2

кабинет

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

10.

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

11.

Декабрь

ОД

2

12.

Декабрь

ОД

2

13.

Январь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

«Огоньки ночью»
Способствовать дальнейшему
формированию у детей отношения к
цвету как к важному свойству
предметов, подводить их к
самостоятельному выбору заданного
цвета. Обучать технике нанесения
мазка способом примакивания.
«Ёлка в гости к нам пришла»
Учить детей рисовать пальцами,
используя гуашь определенного цвета.
Воспитывать аккуратность при работе
с гуашью.
«Украшение для ёлочки»
Закрепление представления об
основных цветах, упражнять в
расположение предметов на плоскости
в заданном цветовом порядке.
«Новогодние елочки»
Обучение детей использованию мерки
для определения параметров
величины.
«Шарики»
Учить детей подбирать предметы
одинаковой окраски; называть цвета.

9.

ОД

2

«Кто скорее соберет игрушки»
Учить детей группировать объекты,
отличающиеся по форме, величине,
назначению, но имеющий одинаковый

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

кабинет

10

цвет.
14.

Январь

14.

Январь

15.

Февраль

16.

Февраль

17.

Февраль

18.

Февраль

19.

Март

20.

Март

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

ОД

2

ОД

2

ОД

2

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

ОД

2

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина

ОД

2

ОД

2

«Счетные палочки»
Учить детей с помощью счетных
палочек выкладывать различные
фигурки.
«Золушка»
Учить детей сортировать предметы
(фасоль) по цвету, развивать мелкую
моторику рук.
«Воздушные шары»
Закрепление знания цветов: красный,
желтый, синий, зеленый.

кабинет

Пальчиковые игры с мячиками:
вращение между ладонями, катание по
столу в разные стороны.
Развивать у детей мелкую моторику
рук.
Окрашивание воды
Формирование представлений об
оттенках цветов (светлый, темный)

кабинет

«Поможем зайке разложить
игрушки»
Закрепление знания геометрических
фигур: круг, квадрат, треугольник,
овал.
«Ткани»
Развивать у детей осязание, учить
составлять пары одинаковых на ощупь
тканей
«Строим башню»
Обучение соотнесению по величине

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
11

21.

Март

22.

Март

23.

Апрель

24.

Апрель

25.

Апрель

26.

Апрель

27.

Май

28.

Май

дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

четырех предметов.
ОД

2

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

ОД

2

ОД

2

ОД

2

ОД

2

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина

ОД

2

ОД

2

«Что лежит в мешочке?»
Закрепить знания детей о форме,
упражнять в правильном соотнесении
нескольких предметов с одним и тем
же геометрическими образцами.
«Подбери петушку перышко»
Учить различать и называть основные
цвета; повторять простые и
относительно сложные фразы.
«Сделаем куклам бусы»
Закреплять умение группировать
предметы по цвету, учить нанизывать
бусы на нитку.
«Спрячь мышку»
Закреплять у детей представления о
шести цветах.

кабинет

Игры со счетными палочками:
выкладывание предметов по образцу.
Развивать у детей мелкую моторику
рук.
«Башня из кубов»
Учить детей сравнивать несколько
объектов по величине (меньше, еще
меньше) и располагать их по
убывающей величине.
«Заштопай штанишки»
Закрепление знания цветов: красный,
желтый, синий, зеленый.

кабинет

«Угости маленького и большого
ёжика яблоками»

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
12

дня, по
расписанию
29.

Май

30.

Май

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

ОД

2

Закрепление умения группировать и
соотносить однородные предметы по
величине.
«Найди предмет такой же формы»
Закреплять умение детей узнавать и
правильно называть плоскостные
геометрические фигуры
Игры с прищепками: выкладывание
предметов по образцу (солнышко,
елка, ежик).
Развивать у детей мелкую моторику
рук.

Количество учебных недель
Продолжительность каникул
Дата начала и окончания учебных периодов

деятельности,
практических навыков
кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических навыков

30
1 неделя января - (зимние)
Октябрь - май

2.1.2. Календарный учебный график (дети 3 – 4(5) года)
№
п/п

Месяц

1.

Октябрь

2.

Октябрь

День и время
проведения
занятия
Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

ОД

2

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Разноцветные палочки»
Учить детей различать основные
цвета, упражнять в раскладывании
палочек по коробкам (стаканам)
соответствующего цвета, развивать
зрительное восприятие, мелкую
моторику, закреплять название
цветов.
«Цветные вагончики»
Развивать мелкую моторику рук,
умение группировать по заданному
признаку; закрепить знание основных
цветов.

Место
проведения

Форма контроля

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
13

3.

Октябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

4.

Октябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

5.

Ноябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

6.

Ноябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

7.

Ноябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

8.

Ноябрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Найди цветок для бабочки»
Учить различать цвета, ориентируясь
на их однородность иди
неоднородность при наложении и
приложении.
Обогащать речь словосочетаниями:
«одинакового цвета», «такого же
цвета».
«Цветные корзинки»
Формировать умение анализировать
цвет предмета; учить узнавать и
называть цвет; учить группировать
предметы по общему признаки.
«Собери капельки в стакан»
Формировать в речи названия
основных цветов и форм предметов;
развивать мелкую моторику пальцев
рук.
«Воздушные шары»
Способствовать формированию у
детей цветовых представлений,
обучать соотносить цвета
разнородных предметов.
Бусинки «большие и маленькие»
Учить чередованию предметов по
величине. Развитие моторики пальцев
рук

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

кабинет

«Три квадрата»
Учить способам соотнесения
предметов по величине (наложение и
приложение), обозначению величины
предметов словами.

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

кабинет

кабинет

кабинет

14

9.

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Широкое - узкое»
Формировать представление
«широкое - узкое»

кабинет

10
.

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

кабинет

11
.

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

12
.

Декабрь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

13
.

Январь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Угости большого и маленького
зайца морковкой»
Закрепление умения группировать и
соотносить однородные предметы по
величине.
Дидактическая игра «Разложи
мишкам мисочки»
Закреплять представления детей о
величине, учить соотносить предметы
по данному сенсорному свойству
Дидактическая игра «Красивая
пирамидка»
Учитывать величину в действиях с
предметами, соблюдать принцип
складывания пирамидки (брать
каждый раз самое большое кольцо),
проверять свой выбор путем
накладывания колец
«Почини варежку»
Учить детей подбирать
геометрическую фигуру в
соответствии с отверстием

14
.

Январь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Подбери фигуру»
Закрепить представления о цветах и
геометрических фигурах, упражнять в
их назывании, научить подбирать
фигуры по образцу.

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

15

14
.

Январь

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Разложи фигуры по местам»
Познакомить с плоскими
геометрическими формами –
квадратом, кругом, треугольником,
овалом, прямоугольником. Учить
подбирать нужные формы разными
методами.
«Круг, квадрат»
Учить группировать предметы по
форме

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

15
.

Февраль

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

кабинет

2

«Спрячемся от дождика»
Формировать умение у детей
группировать предметы по форме.

кабинет

ОД

2

кабинет

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Сложи фигуру»
Закрепить знание геометрических
фигур (треугольнике, круге, квадрате,
овале, прямоугольнике), упражнять в
составлении из частей целой
геометрической фигуры, развивать
внимание, мелкую моторику рук.
«Разноцветные прищепки»
Научить ребенка самостоятельно
прищеплять прищепки. Развивать
мелкую моторику пальцев рук.

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

16
.

Февраль

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

17
.

Февраль

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

18
.

Февраль

19
.

Март

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Большая стирка»
Развитие мелкой моторики рук,
закрепление сенсорных навыков и
пространственных представлений,
развитие воображения, речи, обучение
бытовым навыкам.

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
16

20
.

Март

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Коробочки»
Развитие мелкой моторики рук,
закрепление сенсорных навыков и
пространственных представлений,
мышления
Игры -шнуровки
Способствовать развитию действий
руки, формировать ручную умелость,
совершенствовать мелкую моторику
пальцев.
«Пересыпалочки»
Обогащать сенсорные ощущения
детей, упражнять в орудийных
действиях: в умении пересыпать
крупу ложкой, создать радостное
настроение, развивать мелкую
моторику, координацию движений
руки.
«Игры с крупами»
Развивать тактильные, осязательные
чувства ребенка.

кабинет

21
.

Март

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

22
.

Март

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

23
.

Апрель

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

24
.

Апрель

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

Игры на закрепление формы и
цвета
Закрепить знание геометрических
фигур и цвета.

кабинет

25
.

Апрель

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

Игры на закрепление величины
Закреплять представления детей о
величине, учить соотносить предметы
по данному сенсорному свойству

кабинет

кабинет

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

17

26
.

Апрель

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

Игры на развитие мелкой моторики
и ручной умелости
Развитие мелкой моторики рук,
закрепление сенсорных навыков.

кабинет

27
.

Май

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

«Подбери флажки к домикам»
Обращать внимание детей на
цветовые свойства предметов,
показывая, что цвет является
признаком разных предметов и может

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
28.деятельности,
практических
навыков

18

28
.

Май

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

29
.

Май

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

30
.

Май

Вторник, четверг,
вторая половина
дня, по
расписанию

ОД

2

Количество учебных недель
Продолжительность каникул
Дата начала и окончания учебных периодов

быть использован для их обозначения.
«Найди куклу по цвету»
Закреплять у детей умения
определять цвет, ориентироваться в
семи цветах спектра, сопоставлять
цветовые образы.
«Большой-маленький»
Знакомство с признаками: большой маленький. Упражнять в различении
предметов, их назывании,
систематизации.
«В какую коробку?»
Закреплять знания о величине
предметов

кабинет

кабинет

кабинет

Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков
Беседа, наблюдение,
анализ продукта
деятельности,
практических
навыков

30
1 неделя января - (зимние)
Октябрь - май

19

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, столы, стулья, дидактические
игры, прищепки, бусины, миски, корзинки, крупы, мелкие игрушки (киндеры), ложки,
воронки.
2.2.2. Информационное обеспечение:
 Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
 Аудиоаппаратура
 Ноутбук;
 Проектор
 телевизор
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог – психолог Малышева Алла
Михайловна.
2.3. Форма аттестации
Форма аттестации – промежуточная, способы проверки результатов освоения
программы – педагогическая диагностика 1 раз в год (май).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: заполнение
листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДОУ, журнал посещаемости, грамоты
(при наличии конкурсов в образовательной среде).
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: онлайн
фотовыставка на сайте ДОО, тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель).
2.4. Оценочные материалы.
Наблюдение, критерии освоения программы.
№
п/п

Ф.И. ребенка

Цвет
предметов

Величина
предметов

Форма
предметов

Мелкая
моторик

Итоговый
показатель

+ освоил в полной мере
+ - освоил не в полной мере
- не освоил




1

2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: дидактические игры – занятия проходят как разговор воспитателя с детьми,
сопровождаемый игровыми действиями. метод демонстрации (наблюдение за процессом
выполнения операций).
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;
Практические: упражнения, дидактическая игра.
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве д о
0 ч е л о в е к человек, воспитанники в возрасте 2 – 4(5) года.
Формы организации ОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: совместная образовательная деятельность.
Алгоритм ОД.
Структура образовательной деятельности:
20

Организационный момент (игровое упражнение).
Основная часть (изучение нового материала).
Пальчиковая игра, физминутка или подвижная игра.
Работа с развивающими пособиями и играми.
Рефлексия.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с
наглядными и игровыми приемами. Смена видов деятельности позволяет добиться
устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2.6. Список литературы
Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников.Москва.Скрипторий,2003.
Нищева Н.В.Картотека подвижных игр,упражнений,физминуток,пальчиковой гимнастики.СанктПетербург,2018г.
Матюгин И.Ю. Как развивать память.Москва. Детство-пресс.1997г.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических
игр.Издательство ВЛАДОС,2019 г.
Шарохина В.Л. Развивающие занятия группы младшего и среднего
возраста.Москва.Национальный книжный центр.2014г.
Новикова.О.А.Тренируем мозг: попробуй повтори.Москва.Издательство АСТ,2022г.

21

Приложения
Дидактическая игра. «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по
коробкам (стаканам) соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику, закреплять название цветов.
Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, а также можно
использовать цветные карандаши, трубочки для коктейля, коробочки (стаканчики)
аналогичных цветов.
Ход игры: Воспитатель расставляет на столе коробочки (стаканчики) четырех цветов и
показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам
предлагается разложить все палочки по коробкам (стаканчикам) своего цвета. Воспитатель
рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки
совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Дидактическая игра «Цветные вагончики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение группировать по заданному признаку;
закрепить знание основных цветов.
Материалы: поезд с вагончиками основных цветов (красный, жёлтый, зеленый, синий),
плоскостные фигурки-зайчики (можно взять любых животных) основных цветов (красный,
жёлтый, зеленый, синий).
Ход игры: К ребенку в гости «приехал» поезд с разноцветными вагончиками. Пока была
остановка, все пассажиры-зайчики перепутались и теперь не знают, где их вагон. Помоги
пассажирам найти свой вагон, чтобы ехать дальше.
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: Учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета»,
«такого же цвета».
Оборудование: Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый); четыре
плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.
Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы - посадить на такой цветок
такого же цвета, чтобы их не видно было, и никто не смог их поймать. В конце игры дети
называют цвет бабочек и цветков.
Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Цель: Формировать умение анализировать цвет предмета; учить узнавать и называть цвет;
учить группировать предметы по общему признаки.
Оборудование: Цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона,
вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий).
Ход игры:- Спросить у детей, какого цвета корзинки?
- Какого цвета бантики у собаки на шее?
- Рассадите собак в корзинке так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак;
в красную корзину – только собаки с красными бантами, желтую – только с желтыми и
т.д.
Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»
Цель: Учить детей различать основные цвета, закреплять название цветов, развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Оборудование: капельки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан
соответствующего цвета капельки.
Ход игры: Раскладываем перед детьми вырезанные цветные капельки разного цвета. Просим
собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по
одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда кладу капельку красного
22

цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан
одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька;
такая же рыбка; грибочки одинаковые».
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить
цвета разнородных предметов.
Оборудование: Воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены
разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать
соответствующий шарик.
Дидактическая игра Бусинки «большие и маленькие»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см)
одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к
малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и,
вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие
бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы,
воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.
Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать
это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы
наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с
заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле
показывают, какие получились бусы.
Дидактическая игра «Три квадрата»
Цель: Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения
словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал: Три квадрата разной величины.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой,
этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите
самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите
средние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из
квадратов башни. Показывает, как это делается, - снизу вверх сначала большой, потом
средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих квадратами.
Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание: Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать
ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании
игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются
две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске
(дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно
проиграть сюжет с двумя машинами.
Дидактическая игра «Угости маленького и большого зайца морковкой».
Цель: учить детей узнавать предметы по характерному признаку.
Игровое действие: Зрительно определить морковки по величине, большому зайчику большая морковка, маленькому зайчику - маленькая морковка.
23

Дидактическая игра «Разложи мишкам мисочки»
Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными
и плоскостными предметами. Обучение соотнесению двух - трех рядов величин между
собой.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением - 10 мишек, стоящих по росту с
разнице в 2 см; 8 - 10 мисочек разного размера. Раздаточный: 8 - 10 мисочек разного размера
на каждого ребенка.
Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает мишек изображенных на картинке,
отмечает, что они стоят по росту. Дети говорят, какой мишка самый большой, какой
поменьше, еще меньше и т.д. далее воспитатель объясняет, что мишки хотят есть и
предлагает разложить для них мисочки. Воспитатель показывает, как надо разложить для
них мисочки: самому большому медведю – самую большую миску, кто поменьше – самую
большую из оставшихся мисок и т.д. затем дети самостоятельно раскладывают мисочки для
мишек, подбирая их, по величине от самой большой до самой маленькой.
Дидактическая игра «Красивая пирамидка»
Цель: Учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания
пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем
накладывания колец (2-й вариант).
Оборудование: Пирамидки (каждая из четырех колец с колпачком) по количеству детей.
Ход игры: Педагог берет одну пирамидку, рассматривает ее, говорит, что она красивая,
ровная, гладкая. Проводит рукой по поверхности пирамидки от основания кверху, подходит
к каждому и предлагает провести рукой по пирамидке. Затем разбирает пирамидку, просит
сложить такую же красивую. Берет одно из колец, говорит: «Большое. (Надевает его на
стержень, берет следующее кольцо, смотрит с сомнением.) Это большое или это?
(Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так (Накладывает кольца друг на друга,
показывает детям.) Одно кольцо выступает, оно больше». (Надевает его на стержень.) То же
проделывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку колпачком. Показывает детям,
какая она стала красивая, гладкая. После этого раздает пирамидки детям, помогает
разобрать, смешать кольца. Дети складывают пирамидки, педагог при необходимости
помогает им, но только в том случае, когда ребенок не может самостоятельно наложить
кольца друг на друга. Когда пирамидки сложены, педагог предлагает детям еще раз
убедиться, красивые ли они. С теми, кто не видит ошибки, проводит рукой ребенка по
пирамидке, давая ему понять, что Пирамидка сложена неправильно. Ребенок еще раз
собирает пирамидку. Педагог помогает, каждый раз повторяя: «Вот большое кольцо. Вот
поменьше. Еще меньше». И т. д. В заключение педагог хвалит всех детей, ставит все
пирамидки на стол, говорит, какие они красивые.
Дидактическая игра «Почини варежку».
Цель: Учить детей подбирать геометрическую фигуру в соответствии с отверстием.
Ход игры: Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые
«прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических
фигур).
Варежки надо «починить» - для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по
цвету, размеру и форме
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Закрепить представления младших дошкольников о цветах и геометрических фигурах,
упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу.
Оборудование: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный материал: Карточки с контурами геометрических фигур, по 1 фигуре каждой
формы той же величины и того цвета, как и контурные изображения на карточке.
24

Ход игры: Попросить малышей разложить все фигуры на карточках так, чтобы они
совпадали с нарисованными.
Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!»
Цели: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом,
треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными
методами.
Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход игры: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные
фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь
фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»:
«Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте
детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда
малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои
кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей
повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.
Дидактическая игра «Круг, квадрат».
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно
перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на
круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает
детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это?
(Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»
Цель: Формировать умение у детей группировать предметы по форме.
Ход игры: «В тёплый солнечный денёк вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг
на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошёл дождик. Квадратикам,
кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же
спрятаться?».
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
Задачи: закрепить знание геометрических фигур (треугольнике, круге, квадрате, овале,
прямоугольнике), упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,
развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, мелкую
моторику рук.
Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические фигуры,
разрезанные на 2 -4 части.
Игровое правило: ребенок выбирает части только одной какой-либо геометрической фигуры,
берет другие части только после выкладывания предыдущей геометрической фигуры.
Ход игры: Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку
показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же
геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к
другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого
количества частей они составили очередную фигуру.
Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»
Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.
Задачи: Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет. Развивать мелкую моторику пальцев рук у
детей; воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
25

Материал: прищепки разного цвета, поднос, заготовки различных картинок. Поделки из
прищепок. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по
тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому
подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так
далее). При этом можно приговаривать различные стишки, потешки, поговорки.
Дидактическая игра «Коробочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных
представлений, мышления
Оборудование: 4 коробочки, красного, желтого, зеленого и синего цвета. Подготовить
прищепки таких же цветов.
Ход игры: Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки
соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.
Дидактическая игра «Большая стирка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных
представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.
Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки
Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их
прищепками.
Игры «Шнуровки».
Цель: развитие мелкой моторики рук, утончения движений пальцев, концентрации внимания,
способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Материал: шнурочки, ленточки разных цветов, деревянные предметы с дырочками, решетки,
расчески.
Ход игры: дети протягивают шнурочки в отверстия. Ловкость рук я развиваю Со шнуровкою
играю. Тренирую логику
И мелкую моторику!
Дидактическая игра «Пересыпалочка»
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении
пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику,
координацию движений руки.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай
сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку)!»
Игры с крупами
Сухой бассейн из круп
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Задачи.
 Развивать тактильное ощущение и восприятие.
 Формировать умение узнавать и называть предмет на ощупь.
 Воспитывать усидчивость.
Материал: любая пластиковая емкость (ведро, коробка, контейнер (2,5-5 л.)), наполненная
наполовину разной крупой (горох, белая и красная фасоль, пшено, рис, греча), мелкие
предметы и объемные геометрические фигуры.
Пальчики купаются
Воспитатель предлагает ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша «плавают в
бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова «ныряют».
26

Найди сюрприз (предмет)
Воспитатель сообщает детям, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и
предлагает его достать. Малыш погружает руки в крупу и, перебирая ее, ищет и находит
предмет.
Найди предмет, какой назову
В этом варианте игры, в «бассейне» воспитатель прячет от 2 до 5 предметов. Предварительно
дети рассматривают эти предметы. Ребенок должен найти и достать тот предмет, который
назовет педагог. В конце среднего дошкольного возраста можно использовать два
«бассейна» и устраивать соревнования между детьми.
Найди геометрическую фигуру
Этот вариант игры похож на предыдущий, только здесь в «бассейн» помещаются объемные
геометрические формы.
Сортировка круп
Цель. Развитие мелкой моторики.
Задачи.
 Развивать тактильное восприятие.
 Формировать умение узнавать и называть виды круп.
 Закреплять умение различать величину предметов.
 Развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие.
Материал. Емкость с разными видами круп (горох, красная и белая фасоль, рис, пшено,
греча), тарелочки из набора кукольной посуды, разные емкости с широким и узким горлом.
Золушка
Педагог спрашивает у детей, для чего нужна крупа (ответы детей). Затем педагог и дети
вспоминают названия блюд и решают приготовить для кукол угощение. Воспитатель
обращает внимание детей на тарелочки, интересуется у ребят, что перед тем, как начать
готовить, нужно сделать (ответы детей). Дети перебирают (сортируют) крупу, а потом
«готовят» разные блюда в игровом уголке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».