Наличие средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие
художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим
требованиям. Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы,
художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические
уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д. Для формирования
математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству,
развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр. Для конструктивной
деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые,
конструкторы: «ТИКО», металлические, деревянные и пр. Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин,
развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра,
аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр. Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели,
игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Салон красоты», «Больница»,
«Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал),
дидактических игр. Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются
дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Наполняемость групповых помещениях для развития детей
Возраст
Ранний возраст

Наполняемость
Социально-коммуникативное развитие:
Буфет для посуды; столики для кормления; гладильная доска, утюжки; набор посуды; наборы
одежды; коляски.
«Продукты», «овощи», «фрукты» муляжи; сумочки.
Атрибуты для игры «Врач»; телефон.
Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок,
атрибутов.
Предметы-заместители к играм.
Атрибуты для игры «Дом», «Семья»; куклы – «мальчики» и «девочки»; куклы в одежде
представителей разных профессий; комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты
постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель (маленького размера); набор для
кухни (плита, мойка, стиральная машина).
Панно с изображением кукол и лиц; разнообразная одежда для ряженья.
Игрушки-забавы.
Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт», «Профессии».
Иллюстрации или сюжетные картинки по теме «Семья», «Строительство», «Детский сад» ,
«Магазин».
Настольно – печатные игры на развитие эмоций; русские народные сказки по возрасту;
сборники стихов Барто А, О. Высотской, Б.Заходера и т.д.
Иллюстрации, репродукции животных, природы в разное время года В. Сутеева, Е.
Чарушина.

Строительный материал, машины.
Светофор.
Познавательное развитие:
Центр воды и песка с набором необходимых атрибутов для игры с водой.
Картинки песком по сезону, книги с яркими иллюстрациями по сезону, дидактическая кукла,
одень по сезону, одно комнатное растение с широкими листьями, «аквариум» с набором
предметов.
Предметные картинки (животные, растения, предметы).
Кассеты с записями звуков природы (голосов птиц, шум воды), кассеты с записью «голосов
природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.).
Дидактическая игра на закрепление знаний об окружающем, дидактические игры по
познавательному развитию; картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши;
настольно-печатные, идактические игры природоведческого содержания.
Природный материал.
Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме); книги и
иллюстрации о сезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и
домашние, их детеныши); сказки, потешки, стихи о животных, природе (Маршак, Барто и
т.д.); подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей.
Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями
детей группы в разное время года.
Строитель крупный, деревянный, четырёхцветный; строитель пластмассовый, крупный,
четырёхцветный; машины грузовые, легковые.
Речевое развитие:

Зеркало; разнообразные игры и игрушки на поддувание; разнообразные предметы на
развития мелкой моторики и ручной умелости;
Театры: настольный, пальчиковый, игрушечный; маски, шапочки.
Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о
предметном мире; иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам,
стихотворениям; подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об
общественных праздниках.
Наличие разнообразных пособий на выработку правильной воздушной струи.
Пальчиковые игры; игры для развития мелкой и крупной моторики.
Игры для развития дыхания, артикуляционного аппарата.
Массажные мячики, щетки; занимательные игрушки для развития тактильных ощущений
(плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной и т.д.,
«Тактильные кубики», «тактильные коврики» и т.д.);
«Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками
животных.
Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), шнуровки и вкладыши с
изображением различных животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и
размера.
Художественно-эстетическое развитие:
Панно с картинками на тему рисование с образцами; «паровоз с вагончиками», везущими
цветные карандаши и бумагу.
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и
жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества.
Наличие образцов рисования, лепки, вырезания.
Детские рисунки.

Мольберт.
Тематические выставки всей группы, коллективные панно.
Наличие картин для оформление интерьера группы.
Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов).
Использование детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги,
природного и бросового материала) в оформлении интерьера группы.
Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски,
кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон,
текстильный материал, проволока, клей, ножницы.
Познавательная и художественная литература.
Обводки, трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами.
Раскраски с разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный
– короткий и т.д.).
Материал для нетрадиционного рисования разной формы и размера (круглые печатки,
квадратные штампы и т.д.).
Основы для свободного рисования разной формы: круги, квадраты, треугольники.
Восковые и акварельные мелки, цветной мел.
Фломастеры.
Гуашевые краски и кисти.
Цветные карандаши.
Пластилин.
Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты и обводки по лексическим темам.
Рулон обоев для коллективного рисования.
Маленькие доски для рисования мелом.

Пианино, шумелки, гремелки, бубен, барабан, погремушки, колокольчики, «ноты» - книжки
с картинками с песнями.
Музыкальные инструменты.
Шумелки.
Портреты композиторов.
Иллюстрации к песням, произведениям композиторов, музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактические игры.
Художественная литература.
Барабаны.
Ложки.
Бубен.
Колокольчики.
Металлофон.
Пианино детское.
Игрушки-самоделки (неозвученные): гармошка, балалайка.
Музыкальный волчок.
Музыкальный молоточек.
Органчики.
Магнитофон.
Аудио кассеты, CD –диски.
(песенки, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»).
Лесенка из 3-х ступенек.
Звуковая книжка (звуковые картинки).
Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек»,
«Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка».

Физическое развитие:
Шведская стенка, мат.
Разнообразные каталки, двигающиеся игрушки; игрушки, стимулирующие движения (мячи,
шишки, кольца, ленты).
Мягкие модули, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др.
Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности, для релаксации
детей – многофункциональные мягкие модули; для укрепления здоровья детей –
корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия; кубики маленькие и средние;
мячи всех размеров; вожжи.
Модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания; атрибуты для
подвижных игр (шапочки, маски); ленты, флажки (основных цветов); массажные коврики и
ребристые дорожки; кольцеброс; гимнастические палки; ленты разных цветов на кольцах;
кегли; флажки разных цветов; сборники с потешками, стихами о культурно – гигиенических
навыках.
Младший дошкольный Социально-коммуникативное развитие:
Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов, подбор масок,
возраст
атрибутов.
Предметы-заместители к играм. Дидактические и настольно-печатные игры. Наличие
картотеки сюжетно-ролевых игр. Руководство взрослого игрой.
Атрибуты для игры «Дом», «Семья». Куклы – «мальчики» и «девочки». Куклы в одежде
представителей разных профессий. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты
постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель (маленького размера); набор для
кухни (плита, мойка, стиральная машина). Коляски для кукол. Атрибуты для 5-6 игр.
Предметы – заместители.

Атрибуты для ряжения. Зеркало. Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт»,
«Профессии».
Фотоальбомы с фотографиями помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня,
воспитатель), участков детского сада. Иллюстрации или сюжетные картинки по теме
«Семья», «Строительство», «Детский сад», «Магазин».
Настольно – печатные игры на развитие эмоций.
Русские народные сказки по возрасту.
Сборники стихов Барто А, О. Высотской, Б.Заходера и т.д.
Фотографии семьи.
Альбомы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», домашние (дикие) животныеРазнообразный
природный материал для рассматривания (листья, камушки, ракушки и т.д.).
Иллюстрации, репродукции животных, природы в разное время года В. Сутеева, Е.
Чарушина.
Центр детского экспериментирования.
Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки,
пульверизатор и т.д. Схемы способов ухода за растениями. Подборка литературы по сезонам,
праздникам, о труде взрослых и детей.
Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями
детей группы в разное время года.
Иллюстрации «Профессии», «Инструменты».
Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности. Дидактические игры
по правилам уличной, личной, пожарной безопасности. Макет улицы с односторонним
движением и тротуаром, макет светофора, наборы разных видов машин. Дорожный знак
«пешеходный переход», иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная и художественная

литература. Художественная литература о правилах поведения окружающей
действительности.
Познавательное развитие:
Дидактические игры по познавательному развитию. Картинки-путаницы, картинки-загадки,
картинки-перевертыши. Копилка («Подарки осени, весны, зимы, лета»).
Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный
материал. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме).
Книги и иллюстрации о сезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и
домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (С. Маршак, А. Барто
и т.д.).
Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с
фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в
разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя,
пение птиц, голоса животных и т.д.)
Строительный материал крупный и мелкий. Мягкие модули. Всевозможные конструкторы:
деревянный, пластмассовый, металлический, LEGO. Образцы. Мелкие игрушки. Наборы
строителя разного цвета и размера (большой, маленький). Деревянный строитель с
объемными геометрическими телами (цилиндры, призмы и т.д.). Строительный конструктор
с блоками крупного, среднего и мелкого размера.
Нетрадиционный строительный материал.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов. Схемы построек и
«алгоритмы» их выполнения. Настольно-печатные игры математического содержания.

Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый, синий, красный, белый,
чёрный)»; «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.).
Дидактические игрушки (пирамидки, цилиндры, формы – вкладыши, матрёшки).
Звучащие игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки,
киндер-сюрпризов и т.д. с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и пр.).
Книжки – раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с
изображениями животных и птиц.
Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями
звучащих игрушек и предметов.
Лото «Цвета» с простыми картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных
в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), лото «Цветной фон».
Рамки – вкладыши для раскладывания предметов по размеру.
Игра «Раскрась картинку» (закрашивание изображения определенным цветом).
Комплект геометрических фигур разных размеров, окрашенных в основные цвета.
Предметы и изображения предметов различной геометрической формы, геометрические
вкладыши.
Объемные геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных цветов).
Трафареты-обводки (геометрические фигуры).
Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы,
природный материал), счетные палочки.
Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные
картинки).
Комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной доски.
Логико-математические
игры типа «Сложи узор», «Геометрический паровозик»,
«Геометрическая мозаика» «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Соты», «Крестики»,

«Найди пару», «Составь картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник», «Кораблик Плюхплюх» и др.
Предметные картинки с изображением разного количества предметов, игрушек, животных,
разного размера, цвета и т.д.
Стихи, рассказы, сказки, в которых присутствуют числа.
Иллюстрации и картинки по времена года, частям суток.
Книги, иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и
время года.
Разрезные картинки.
Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи».
Речевое развитие:
Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, граммстрою;
развитию связной речи). Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и
растительном мире, о человеке, о предметном мире.
Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Подбор
книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об общественных праздниках.
Наличие разнообразных пособий на выработку правильной воздушной струи.
Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др.
Игры типа «Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для развития слухового
внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.)
Картотека пальчиковых игр. Театр на прищебках.
Игры для развития мелкой и крупной моторики.Игры для развития дыхания,
артикуляционного аппарата. Массажные мячики, щетки. Занимательные игрушки для
развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными

поверхностями – меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные коврики» и
т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми
фигурками животных.
Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов),
шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и
игрушек разного цвета и размера.
Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы
в картинках, книги писателей и поэтов.
Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике
соответствующей перспективному (тематическому) плану.
Дидактические игры. Иллюстрации. Произведения художественной литературы по
программе. Познавательная литература. Любимые книжки детей.
Книжки-игрушки. Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением предметов и
несложных сюжетов. Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2 постоянно сменяемых
детских журнала
Книжки малышки с произведениями малых фольклорных форм. Книжки-раскраски по
изучаемым темам. Книжки – самоделки.
Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе и любимых детьми
произведений.
Открытки, иллюстрации с изображениями сюжетов из любимых сказок художников
(например, Рачева, В. Сутеева).
Художественно- эстетическое развитие:
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и
жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества.

Наличие образцов рисования, лепки, вырезания. Детские рисунки. Мольберт. Тематические
выставки всей группы, коллективные панно.
Наличие картин для оформление интерьера группы. Наличие образцов (игрушки, бытовые
предметы, предметы народных промыслов).
Использование детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги,
природного и бросового материала) в оформлении интерьера группы. Материалы и
инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски, кисточки, штампы,
пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон, текстильный материал,
проволока, клей, ножницы.
Познавательная и художественная литература.
Обводки, трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами. Раскраски с
разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный – короткий и
т.д.).
Материал для нетрадиционного рисования разной формы и размера (круглые печатки,
квадратные штампы и т.д.). Основы для свободного рисования разной формы: круги,
квадраты, треугольники.
Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры. Гуашевые краски и кисти.
Цветные карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты и
обводки по лексическим темам. Рулон обоев для коллективного рисования. Маленькие доски
для рисования мелом. Раскраски.
Образцы декоративно-прикладного искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и
альбомы по данной теме для рассматривания.
Музыкальные инструменты. Шумелки.
Портреты композиторов. Иллюстрации к песням, произведениям композиторов,
музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактические игры. Художественная литература.
Барабаны. Ложки. Бубен. Колокольчики. Металлофон. Пианино детское. Игрушкисамоделки (неозвученные): гармошка, балалайка. Музыкальный волчок. Музыкальный
молоточек. Органчики. Магнитофон.
Аудио кассеты, CD –диски.
(песенки, музыкальные сказки, программный материал, «голоса природы»).
Лесенка из 3-х ступенек. Звуковая книжка (звуковые картинки).
Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный мешочек»,
«Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка».
Физическое развитие:
Мягкие модули. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др.
Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности. Для релаксации
детей – многофункциональные мягкие модули.
Для укрепления здоровья детей – корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия.
Кубики маленькие и средние. Короткие скакалки. Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи (3 –
4 шт.). Вертушки. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания.
Атрибуты для подвижных игр (шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов).
Массажные коврики и ребристые дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты
разных цветов на кольцах. Кегли. Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе
с набором мячиков на «липучке» (дартс).
Иллюстрации, картинки по гигиене.
Сборники с потешками, стихами о культурно – гигиенических навыках.
Настольно – печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для
содержания тела в чистоте.

Аудио – сборники с музыкальными сказками, стихами на тему «Мои помощники».
Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно – гигиенические
навыки).
Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные моменты, культурно – гигиенические
навыки).
Старший дошкольный Социально-коммуникативное развитие:
Книги с иллюстрациями, альбомы «Транспорт», «Профессии». Фотоальбомы с
возраст
фотографиями помещений и сотрудников (медсестра, повара, няня, воспитатель), участков
детского сада. Иллюстрации или сюжетные картинки по теме «Семья», «Строительство»,
«Детский сад», «Магазин». Настольно – печатные игры на развитие эмоций.. Русские
народные сказки по возрасту. Сборники стихов Барто А, О. Высотской, Б.Заходера и т.д.
Фотографии семьи. Наличие игрового оборудования, игрушек из различных материалов,
подбор масок, атрибутов. Предметы-заместители к играм. Дидактические и настольнопечатные игры.
Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр. Наличие картотеки сюжетно-ролевых игр.
Руководство взрослого игрой. Тематическая подборка иллюстраций, фотографий «Космос»,
макеты и атрибуты для игр «ГАИ», «Город», «Пожарные» и т.д. Книги разных авторов на
соответствующую тематику. Справочная литература: энциклопедии, справочники.
Энциклопедии о разных странах мира, карты. Литература по охране жизнедеятельности.
Дидактические игры по ОБЖ. Альбомы «Профессии», «Театры», «Космос», «Школа»,
«Архитектура» и т.д. Коллекция репродукций различных художников пейзажистов,
портретистов. Персональные коллекции детей и совместные коллекции детей на разные
тематики. Предметы декоративно – прикладного искусства. Художественный материал,
бросовый материал, ткань для изготовления атрибутов сюжетно – ролевых игр, макетов
города, гор и т.д. Оборудование используется как атрибуты сюжетно – ролевых игр.

Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности. Дидактические игры
по правилам уличной, личной, пожарной безопасности. Макеты, перекрестки с разным
расположением дорог, микрорайон детского сада Наборы разных видов машин, дорожных
знаков. Иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная литература. Художественная литература
о правилах поведения окружающей действительности.
Познавательное развитие:
Дидактические игры по познавательному развитию. Материалы и оборудование для детского
экспериментирования с водой, песком, глиной. Природный материал: шишки, косточки,
ракушки, семена клёна. Модели, схемы. Дидактические игры по речевому развитию (по
звукопроизношению, лексике и др.). Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам,
пословицам,
загадкам,
стихотворениям.
Картинки-путаницы,
картинки-загадки.
Пиктограммы. Наборы разрезных картинок на 4-8 частей. Художественная и познавательна
литература. Дидактические игры по познавательному развитию. Картинки-путаницы,
картинки-загадки, картинки-перевертыши. Копилка («Подарки осени, весны, зимы, лета»).
Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный
материал. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.
Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме). Книги и
иллюстрации о сезонных изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и
домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (Маршак, Барто и
т.д.). Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы
с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в
разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя,
пение птиц, голоса животных и т.д.). Цифры на кубиках. Книги по математике о числах
первого десятка. Числовой фриз. Счёты. Настольно-печатные игры математического
содержания.

Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый, синий, красный, белый,
чёрный)»; «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.).
Дидактические игрушки (пирамидки, цилиндры, формы – вкладыши, матрёшки). Звучащие
игрушки-заместители (маленькие пластиковые коробочки из-под фотопленки, киндерсюрпризов и т.д. с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и пр.). Книжки
– раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с изображениями
животных и птиц. Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с
изображениями звучащих игрушек и предметов. Лото «Цвета» с простыми картинками и
изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный,
желтый, зеленый, синий), лото «Цветной фон». Рамки – вкладыши для раскладывания
предметов по размеру. Игра «Раскрась картинку» (закрашивание изображения определенным
цветом). Комплект геометрических фигур разных размеров, окрашенных в основные цвета.
Предметы и изображения предметов различной геометрической формы, геометрические
вкладыши. Объемные геометрические формы (кубы, шары разного размера и основных
цветов). Трафареты-обводки (геометрические фигуры). Разнообразный счетный материал
(предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал), счетные
палочки. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные
картинки). Комплекты цифр и наборы геометрических фигур для магнитной доски и
коврографа. Логико-математические
игры типа «Сложи узор», «Геометрический
паровозик», «Геометрическая мозаика» «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Соты»,
«Крестики», «Найди пару», «Составь картинку», «Найди и назови», «Шнур-затейник»,
«Кораблик Плюх-плюх» и др. Предметные картинки с изображением разного количества
предметов, игрушек, животных, разного размера, цвета и т.д. Стихи, рассказы, сказки, в
которых присутствуют числа. Иллюстрации и картинки по времена года, частям суток.
Книги, иллюстрации с изображением деятельности детей и взрослых в разное время суток и

время года. Разрезные картинки. Картинки-задания типа «Найди отличие», «Чем похожи».
Бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки. Всевозможные конструкторы:
деревянный, металлический.
Пластмассовые и металлические конструкторы. Строительный материал крупный и мелкий.
Мягкие модули. Всевозможные конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический.
Образцы. Мелкие игрушки. Наборы строителя разного цвета и размера (большой,
маленький). Деревянный строитель с объемными геометрическими телами (цилиндры,
призмы и т.д.). Строительный конструктор с блоками крупного, среднего и мелкого размера.
Нетрадиционный строительный материал. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов. Схемы построек и
«алгоритмы» их выполнения.
Конструктор «ПРО слова», конструктор «3D Английский язык», конструктор «Про цифры».
Речевое развитие:
Пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия на поддувание. Дидактические игры
по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, граммстрою; развитию связной
речи). Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о
человеке, о предметном мире. Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам,
загадкам, стихотворениям. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях,
об общественных праздниках. Наличие разнообразных пособий на выработку правильной
воздушной струи. Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек,
пальчиковый театр и др. Игры типа «Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для
развития слухового внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.). Картотека
пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития мелкой и крупной моторики. Игры
для развития дыхания, артикуляционного аппарата. Массажные мячики, щетки.

Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки
животных с различными поверхностями – меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики»,
«тактильные коврики» и т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками
или пластиковыми фигурками животных. Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4
кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных
животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера.
Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам. Книжный уголок:
книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, книги
писателей и поэтов. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам,
тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Дидактические игры.
Иллюстрации.
Произведения художественной литературы по программе. Познавательная литература.
Любимые книжки детей. Книжки-игрушки.
Книжки-картинки. Отдельные картинки с изображением предметов и несложных сюжетов.
Энциклопедии типа «Что такое? Кто такой?». 2 постоянно сменяемых детских журнала.
Книжки малышки с произведениями малых фольклорных форм. Книжки-раскраски по
изучаемым темам. Книжки – самоделки. Аудиокассеты с записью литературных
произведений по программе и любимых детьми произведений. Открытки, иллюстрации с
изображениями сюжетов из любимых сказок художников.
Художественно-эстетическое развитие:
Наличие демонстрационного материала по ознакомлению детей с разными видами и
жанрами искусства, народно-декоративного и прикладного творчества.
Наличие образцов рисования, лепки, вырезания. Детские рисунки. Мольберт. Тематические
выставки всей группы, коллективные панно. Наличие картин для оформление интерьера

группы. Наличие образцов (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов).
Использование детских работ (рисунков, аппликации, конструирование из бумаги,
природного и бросового материала) в оформлении интерьера группы.
Материалы и инструменты для изобразительной деятельности и ручного труда: краски,
кисточки, штампы, пластилин, стеки, палитра, бумага разных размеров, вата, поролон,
текстильный материал, проволока, клей, ножницы. Познавательная и художественная
литература. Обводки, трафареты с предметным изображением, геометрическими фигурами.
Раскраски с разным количеством (размером) предметов, животных (один – много, длинный
– короткий и т.д.). Материал для нетрадиционного рисования разной формы и размера
(круглые печатки, квадратные штампы и т.д.).
Основы для свободного рисования разной формы: круги, квадраты, треугольники.
Восковые и акварельные мелки, цветной мел. Фломастеры. Гуашевые краски и кисти.
Цветные карандаши. Пластилин. Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты и
обводки по лексическим темам.
Рулон обоев для коллективного рисования. Раскраски. Образцы декоративно-прикладного
искусства (по возрасту и по программе), иллюстрации и альбомы по данной теме для
рассматривания.
Ширма для проведения спектаклей. Театральная костюмерная. Различные виды театров:
настольный би-ба-бо, театр варежек, пальчиковый театр и др. Иллюстрации к песням.
Музыкально – дидактические игры Озвученные игрушки с разным принципом звучания,
самодельные «шумелки». Портреты композиторов. Детские музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты.
Шумелки. Портреты композиторов. Иллюстрации к песням, произведениям композиторов,
музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактические игры. Художественная литература. Барабаны. Ложки. Бубен.
Колокольчики. Металлофон. Пианино детское. Игрушки-самоделки (неозвученные):
гармошка, балалайка. Музыкальный волчок. Музыкальный молоточек. Органчики.
Магнитофон. Аудио кассеты, CD –диски (песенки, музыкальные сказки, программный
материал, «голоса природы»). Лесенка из 3-х ступенек. Звуковая книжка (звуковые
картинки). Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное окошко», «Чудесный
мешочек», «Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Угадай-ка».
Физическое развитие:
Иллюстрации, картинки по гигиене. Сборники с потешками, стихами о культурно –
гигиенических навыках. Настольно-печатные игры типа лото с картинками, изображающими
предметы для содержания тела в чистоте. Аудио – сборники с музыкальными сказками,
стихами на тему «Мои помощники». Плакат «Что мы делаем в разное время дня» (режимные
моменты, культурно – гигиенические навыки). Плакат «Что мы делаем в разное время дня»
(режимные моменты, культурно – гигиенические навыки).
Мягкие модули. Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, султанчики, кегли, обручи и др.
Предметное оснащение для самостоятельной двигательной деятельности. Для релаксации
детей – многофункциональные мягкие модули. Для укрепления здоровья детей –
корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Кубики маленькие и средние.
Короткие скакалки. Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи. Вертушки. Модульные
конструкции для подлезания, перелезания, пролезания. Атрибуты для подвижных игр
(шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов). Массажные коврики и ребристые
дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты разных цветов на кольцах. Кегли.
Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучке»
(дартс). Книги, альбомы по валеологии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.

Альбомы о видах спорта (по сезону), знаменитых спортсменах. Книги, энциклопедии,
альбомы о красоте физически развитого человека. Дидактические игры о спорте, основам
безопасности жизнедеятельности. Плакаты, макеты, пособия валеологического содержания.
Альбомы «Грибы», «Лечебные травы», «Ядовитые растения». Художественная и
познавательная литература о сохранении здоровья. Картотека пословиц и поговорок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».